ТВ3-117
Разработка турбовального двигателя ТВ3-117 для вертолёта Ми-24 началась в ОКБ им. В.Я.Климова под руководством С.П.Изотова в 1965 году. Впервые в отечественном двигателестроении было решено применить на двигателе титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков элетронно-лучевой сваркой, рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки, малогабаритные контактные графитовые уплотнения масляных полостей.
По сравнению с ТВ2-117 новый двигатель получился мощнее на 30% при меньших габаритах и массе. В 1972 году он прошёл государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Запорожском заводе "Моторостроитель".
ТВ3-117 состоит из 12-ступенчатого осевого компрессора с регулируемыми входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой турбины компрессора и двухступенчатой свободной турбины. Установлено пылезащитное устройство. В системе регулирования использованы электронные блоки. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Масляная система использует синтетическое масло Б-3В.
Двигатель ТВ3-117 является одним из лучших в мире по экономичности в своём классе, что было достигнуто высоким КПД агрегатов (компрессора - 86%, турбины компрессора - 91%, свободной турбины - 94%). Он успешно эксплуатируется как в морских, арктических, так и в тропических климатических условиях.
Модификации
ТВ3-117 - первый серийный вариант с ресурсом 50 ч. Устанавливался на Ми-24А.ТВ3-117 сер.2 - с ресурсом 300 ч. (с 1975 года - 500 ч.). Выпускался с 1973 года. Устанавливался на Ми-24Д.
ТВ3-117 сер.3 - с ресурсом 750 ч. Выпускался с 1977 года.
ТВ3-117В - высотный. Устанавливался на Ми-24В.
ТВ3-117ВК - двигатель для Ка-32С.
ТВ3-117ВКР
ТВ3-117ВМ - высотный модернизированный. Мощность увеличенна на 300 л.с. Разработан в 1985 году. Устанавливается на Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171, Ми-172.
ТВ3-117ВМ сер.02 - доработанный. Улучшена экономичность, межремонтный ресурс доведён до 1500 ч., назначенный - до 3000 ч. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
ТВ3-117ВМ-СБ3 - форсированный, с улучшенными характеристиками.
ТВ3-117ВМА - доработанный. Устанавливается на Ка-27, Ка-29, Ка-32А, Ка-50, Ка-52, Ми-24Д, Ми-28.
ТВ3-117ВМА сер.02 - доработанный. Улучшена экономичность, мощность на чрезвычайном режиме увеличена до 2400 э.л.с. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
ТВ3-117ВМА сер.03 - опытный для Ми-28Н. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля двигателем.
ТВ3-117ВМА-СБ2 - двигатель для самолёта Ан-140. Разработан в ЗМКБ "Прогресс".
ТВ3-117ВМА-СБ3 (ВК-2500) - форсированный до 2400 э.л.с. (на чрезвычайном режиме - 2700 э.л.с.). Разработан совместно с ЗМКБ "Прогресс" на базе ТВ3-117ВМА.
ТВ3-117ВМА-СБМ1 (АИ-30) - форсированный до 2500 л.с. Разработан в ЗМКБ "Прогресс" для Ан-140.
ТВ3-117ВМА-Ф - опытный для Ми-28Н, Ка-50, Ка-52. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля. Взлётная мощность увеличена до 2500 э.л.с., на чрезвычайном режиме - до 2800 э.л.с.
ТВ3-117ВМАР
ТВ3-117ВМР
ТВ3-117КМ - двигатель для вертолёта Ка-27.
ТВ3-117М - морской. Отличался антикоррозийным покрытием деталей. Устанавливался на вертолёте Ми-14.
ТВ3-117МТ - двигатель для Ми-8МТ.
Технические харктеристики
Габариты, мм: | |
длина | 2055 |
ширина | 660 |
высота | 728 |
Масса сухая, кг | 293 |
Удельный расход топлива, кг/л.с.·ч: | |
на взлётном режиме | 0,21-0,23 |
на крейсерском режиме | 0,25-0,27 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с | 9,1 |
Степень повышения давления в компрессоре | 9,6 |
Температура газа перед турбиной, °C | 975 |
Мощность, э.л.с.: | |
на взлётном режиме | 2000 |
на чрезвычайном режиме | 2200 |
на крейсерском режиме | 1500 |
Частота вращения ротора, об/мин. | 15900 |